Об изменении Конституции России: законно ли все происходящее и как разобраться?

Об изменении Конституции России: законно ли все происходящее и как разобраться?

С конца 2019 года заговорили об изменении Основного закона Российской Федерации — Конституции России. Президент России внес в Государственную Думу законопроект, создана специальная рабочая группа, вносятся поправки и предложения в первоначальный законопроект. А законно ли все происходящее и как в этом разобраться? А главное — зачем (разбираться, конечно же)?

Серия из нескольких статей:

  1. Какие изменения Конституции РФ предложены Президентом России?
  2. Об изменении Конституции России: законно ли все происходящее и как разобраться?
  3. Изменение Конституции России: где референдум и один очень странный момент в проекте.

В предыдущей статье я постарался систематизировать предложенные Президентом России изменения Конституции России для лучшего понимания процедур и определения порядка. В этой статье будем разбираться с порядком изменения норм Основного закона страны.

Зачем разбираться в законности процесса изменения Конституции России

Почему это важно — любому гражданину РФ, хоть немного, но осознанно понимать, что за телодвижения происходят с изменением Основного закона страны? Да хотя бы потому, что понимание законности (или незаконности) происходящего, соответствия существующим правовым нормам — это явный сигнал от власти, который нужно прочитать и понять для себя каждому заинтересованному лицу.

Причем пока говорим только о соблюдении процедуры изменения Конституции России, четко в ней самой прописанной. Это важно на данном этапе. Содержание пока не будем даже обсуждать.

О чем этот сигнал власти?

Здесь два варианта.

  1. Первый вариант. Если все идет по установленному действующей Конституцией России порядку, значит хотя бы со стороны соблюдения формальных требований все нормально. Ноги о Конституцию еще не вытирают.
  2. Второй вариант. Если предложенные процедуры и порядок изменения Конституции РФ уже не соответствуют тому, что закреплено в Конституции, то можно даже не тратить время и не смотреть, что именно предлагается изменить в ней. В этой ситуации можете смело уверовать, что никаких прав у граждан нет и не будет. Соблюдать права и свободы никто не собирается. Причем настолько, что даже не утруждают себя легитимно поменять неудобные нормы игры. В этом случае, скорее всего эти нормы меняют просто для демонстрации легитимности власти вовне. А внутри страны все со стороны держащих власть уже предрешено.

Вот такие предположения можно сделать первоначально. Идем в наших рассуждениях дальше?

Как разобраться в легитимности процесса изменения Конституции России?

Здесь все несколько одновременно и проще, чем в случае толкования социальных сигналов от власти населению, и сложнее. Сложности заключаются в юридическом языке, как может показаться, но мы их сейчас вместе постараемся преодолеть. Благо, что нормативных актов, устанавливающих порядок изменения Конституции РФ не так уж и много.

Законодательная база для изменения Конституции России.

Итак, минимальная, необходимая для понимания происходящего, законодательная база для изменения Конституции России:

  • Сама Конституция России, Глава 9;
  • Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”;
  • Федеральный закон “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации”;
  • Еще предусмотрен ФКЗ о Конституционном Собрании, но он не принят до сих пор.

Начнем разбираться от общего к частному. Начнем с Конституции, а там, может и не придется дальше углубляться.

Нормы самой Конституции о том, как её можно изменить

Глава 9 Конституции России предусматривает возможность её изменения. Это первое, что нужно понимать. То есть сама идея об изменении Конституции — легальна.

Более того, Конституцию уже не раз меняли.

  • Часть 1 статьи 81, часть 1 статьи 96, пункт “а” части 1 статьи 114 изложены в новой редакции (2008 год);
  • статья 83 была дополнена пунктами “е1” и “е2” (2014 год); 
  • пункт “о” статьи 71; пункт “е” статьи 83, статья 95, пункты “ж” и “з” части 1 статьи 102, часть 1 статьи 104, часть 2 статьи 125, статья 126, 128, 129, наименование главы 7 изложены в новой редакции (2014 год);
  • статья 127 исключена из Конституции (2014 год).

Часть 1 Статьи 135 Конституции РФ говорит о том, что положения глав 1, 2 и 9 Основного закона не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Что такое Федеральное Собрание? Это парламент страны, включающий в себя Государственную Думу и Совет Федерации. То есть две палаты. Да, в России двухпалатный парламент, если кто не знал.

Однако, эти главы 1, 2 и 9 все же можно попытаться изменить и если предложенные в соответствии со статьей 134 Конституции РФ проект будет поддержан тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Напомню, федерального конституционного закона о Конституционном Собрании в России не принято до настоящего времени. Но это будет иметь для нас значение, если меняются статьи Конституции РФ, относящиеся к её главам 1, 2 и 9 соответственно.

Что же такого важного и необычного в этих главах Конституции РФ, что их можно менять только при участии Конституционного Собрания?

  • В главе 1 — основы конституционного строя (статьи с 1 по 16).
  • В главе 2 закреплены права и свободы человека и гражданина (статьи с 17 по 64).
  • В главе 9 предусмотрен порядок принятия конституционных поправок и пересмотр Конституции (статьи с 134 по 137).

Запомните эти статьи и номера глав. Они нам еще пригодятся.

Все остальные главы Конституции РФ, а именно статьи, относящиеся к главам с 3 по 8, могут быть изменены в более упрощенном порядке. И это закреплено в самой Конституции России от 12 декабря 1993 года.

Статья 136 Конституции РФ говорит о том, что поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ФКЗ для краткости), и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Порядок принятия ФКЗ предусмотрен в части 2 статьи 108 Конституции и требует одобрения закона (поправок к Конституции) большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Кроме того, с проектом изменения Конституции России могут выступать только лица, перечисленные в статье 134: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Как видим, граждане страны не могут выступить с проектом изменения Конституции непосредственно. Только указанные выше лица и группы.

Перевести на русский язык?

Получается так. Чтобы поменять статьи Конституции, относящиеся к главам с 3 по 8, нужно сделать следующее.

  1. Внести законопроект от предусмотренного Конституцией РФ лица или группы лиц. Например, законопроект от Президента РФ;
  2. Законопроект должна одобрить Государственная Дума РФ, да не просто, а большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов (их в России 450 человек, то есть 300 депутатов +1 депутат = 301 голос за изменение Конституции);
  3. Законопроект должен одобрить Совет Федерации также большинством не менее трех четвертей от общего числа(их 187, кажется, то есть 141 сенатор должен быть за проект);
  4. В течение 14 дней Президент должен подписать законопроект и обнародовать его;
  5. Парламенты не менее двух третей субъектов РФ (области, края и республики в составе России), должны одобрить этот закон (всего их 85, кажется, то есть 57 должны быть за).

И только после всего этого изменения в главы 3 -8 Конституции будут считаться принятыми. И, соответственно, Конституция в этой части будет изменена.

Какие изменения Конституции РФ предложены?

Первоначальный текст изменений Конституции можно скачать на сайте Государственной Думы РФ. На момент подготовки этой статьи материалы доступны для скачивания здесь.

Анализ предлагаемых изменений и их соотнесение с главами Конституции я сделал в этой статье. Посмотрите более детально.

Как видно из проведенного мною анализа, все предложенные Президентом России изменения Основного закона страны относятся к изменению её глав с 3 по 8 включительно. Соответственно, требуется процедура изменений, сходная с принятием ФКЗ, плюс одобрение парламентами субъектов Российской Федерации. Изменений глав 1, 2 и 9 законопроект формально не содержит.

В следующий раз я постараюсь проанализировать, что за такую форму общероссийского голосования предлагается гражданам России. Где референдум и насколько это все легитимно с точки зрения норм самой Конституции?

Правовая оговорка (копирайт): я разрешаю любым лицам и средствам массовой информации частично или полностью копировать, воспроизводить и распространять текст этой статьи при условии указания моего авторства (Владимир Шведа) и ссылки на мой сайт “shveda.ru”. Ссылка может быть как активной (гиперссылка), так и текстовой (упоминание источника). Для распространения в социальных сетях достаточно активной ссылки на эту статью.

Спасибо, что дочитали статью до конца! Будем признательны, если поделитесь ей в социальных сетях!

Делитесь на наших страницах в социальных сетях своими отзывами и комментариями! Подписывайтесь на наши новости и добавляйте сайт в закладки! Каждому подписавшемуся дарим бонус на почту: подробные туристические маршруты по городам Калининградской области! И просто будет много интересного и полезного!

Автор: Vladimir Shveda

Фото: pixabay.com