В связи с принятыми изменениями в избирательное законодательство для участников выборов (избирателей, кандидатов, политических партий и движений и так далее) возникает проблема с наблюдением за законностью проведения голосования с помощью дистанционного электронного голосования (далее – ДЭГ). Давайте для простоты поставим себя на место независимого кандидата. Что можно предпринять, чтобы убедиться в законности, открытости и честности такого голосования?
Спойлер: НИЧЕГО, но прочитайте эту заметку до конца.
Немного подробнее про то, как видит ЦИК проведение ДЭГ, можно прочитать в статье на сайте движения “Голос”.
Также эта статья опубликована на сайте движения в защиту прав избирателей “Голос”.
Странности в подходе к регулированию ДЭГ
Самое странное в принятых изменениях в Федеральный закон № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (далее – 67-ФЗ) – это объем этих изменений, касающихся ДЭГ. По сути, это только одна новая статья 64.1. И нормы указанной статьи носят преимущественно бланкетный характер.
Бланкетная норма – это правовая норма, предоставляющая государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать правила поведения, запреты и тому подобное.
Таким образом, основное регулирование в 67-ФЗ сводится к расширению прав правоприменительного государственного органа в регулировании процедуры и порядка проведения ДЭГ, порядка реализации избирателей, кандидатов и наблюдателей их прав при проведении ДЭГ. Если кратко – разрешает избирательным комиссиям самостоятельно определять все перечисленные аспекты.
Подобного рода регулирование многократно усиливает административный ресурс на выборах и не способствует эффективной реализации и защите конституционных прав избирателей и других участников выборов. Кроме того, такой подход противоречит основным принципам электоральных процедур и гарантий законности выборов.
Кто и когда решает провести ДЭГ?
Решение о проведении ДЭГ на конкретных выборах принимает избирательная комиссия. Законом не установлены сроки принятия такого решения. Фактически, комиссия может это сделать в любой удобный момент по своему усмотрению.
Скорее всего, Центральной избирательной комиссией РФ (далее – ЦИК РФ) будет разработаны рекомендации для комиссий по срокам и порядку принятия решений о проведении ДЭГ, а также типовое положение о ДЭГ.
Почему эти вопросы нельзя было предусмотреть в ФЗ-67, остается неясным, если смотреть с точки зрения защиты избирательных прав участников выборов.
Порядок и сроки проведения ДЭГ
Эти важные вопросы также не определяются в нормах ФЗ-67, а отданы “на откуп” избирательным комиссиям. Комиссии своим решением должны будут определить сроки проведения ДЭГ, а также государственные информационные системы, используемые для проведения дистанционного электронного голосования. Кроме того, не законом, а подзаконным актом избирательной комиссии должны устанавливаться условия реализации права голосовать. То есть условия, при которых избиратель, участник референдума вправе принять участие в ДЭГ.
Таким образом, в соответствии с новыми нормами 67-ФЗ ДЭГ проводится исключительно по воле и решению административного органа, без единой процедуры, установленной законом, без гарантий прав для избирателей в части сроков объявления, сроков проведения и условий участия.
Электронные системы для проведения ДЭГ
В законе определено, что ДЭГ проводится с использованием ГАС “Выборы”, а также иных государственных информационных систем, в том числе региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям к проведению ДЭГ.
Опять бланкетная норма, расширяющая административное усмотрение. Требования соответствия электронных систем для проведения ДЭГ устанавливаются также в административном порядке, а не законом. Единственно, что эти требования устанавливают избирательные комиссии не самостоятельно, а ЦИК РФ.
Участие в ДЭГ для избирателя
Закон даже рамочно не определяет порядок и сроки подачи заявления об участии в ДЭГ и его отзыва. Также закон не устанавливает условия участия в дистанционном электронном голосовании без подачи такого заявления. Равно как не установлен в 67-ФЗ и порядок составления и использования списка принявших участие в дистанционном электронном голосовании.
Также не закон, а решение избирательной комиссии определяет порядок аутентификации пользователя и идентификации избирателя. Впрочем, как и порядок его участия в ДЭГ. Сегодня это подача заявления о включении в электронный список через специальный портал.
Другая странность заключается в том, что 67-ФЗ не устанавливается порядок исключения избирателя, голосующего с помощью ДЭГ, из списков избирателей! Этот момент также передан для регулирования на подзаконный уровень.
ЦИК РФ указывает, что избиркомы будут вести два списка избирателей: бумажный и электронный (цифровой).
Наблюдение за законностью голосования при ДЭГ
Вот и добрались до самого интересного – возможности общественного контроля за голосованием с помощью ДЭГ.
И опять не закон, а административный орган устанавливает порядок обеспечения возможности наблюдения при организации, осуществлении дистанционного электронного голосования и установлении его итогов с учетом особенностей такого голосования. Также избирательные комиссии будут устанавливать и сам порядок назначения наблюдателей!
Более того, административный порядок установлен также и для определения порядка установления итогов голосования!
На сегодня известно, в том числе от ЦИК РФ, что открыто будут публиковаться данные о числе участников интернет-голосования и количестве выданных и полученных бюллетеней.
Скажу откровенно – этих данных мало для осуществления полноценного наблюдения и общественного контроля. Кроме того, также по данным ЦИК РФ, проконтролировать указанные данные смогут не более трех наблюдателей за электронным голосованием от каждого субъекта выборов: партия, кандидат и т.д.
Однако вспомним норму о том, что одновременно на участке от одного субъекта организации наблюдения может находиться только один наблюдатель!
Вывод
Очень хочется быть оптимистом, но последние выборы с использованием ДЭГ вызвали некоторые вопросы у общественности, на которые не было дано ответов. Исходя из самого оптимистичного подхода должен заметить, что осуществить какой-либо реальный контроль за проведением ДЭГ, включая работу со списками избирателей, не представляется возможным для кандидата.
Почему важно следить за списками избирателей и порядком их ведения отдельно в целях борьбы с фальсификациями, я рассказывал в другой заметке на сайте “Голоса”.
При декларируемой открытости и прозрачности реально процедура формирования списков избирателей для ДЭГ, голосования и подведения итогов уходит в тень от общественного наблюдения.
Автор: Владимир Шведа Фото: pixabay.com