Расскажу об общественной транспортной сети в Бордо и видах транспорта, которым можно воспользоваться туристу в этом городе. Перечислю, о чем пойдет речь: трамвай, речной трамвай, автобус, велосипед и электромобили. Чтобы удачно передвигаться по городу и окрестностям этого вполне достаточно.
Насколько развита транспортная сеть в Бордо?
Когда мы говорим “Бордо”, то подразумеваем большой город с населением почти под миллион жителей. На самом деле Бордо – это метрополия, состоящая из 28 коммун. Сама коммуна Бордо занимает только центр города, площадью 49,36 квадратных километров. В российской версии википедии данные о площади отличаются от таковых на официальном сайте метрополии Бордо. Я буду использовать официальные данные.
Транспортная сеть в Бордо называется TBM и также имеет свой сайт, на котором можно посмотреть расписания движения транспорта.
Так как транспортная система одна, то и билет един на все виды транспорта. Виды билетов на проезд:
- на 1,2 или 10 поездок,
- на 24 часа,
- на неделю,
- на месяц.
Билет на определенное число поездок считает за одну поездку любые пересадки в течение 1 часа со времени начала первой поездки. То есть можно взять билет на одну поездку и в течение часа с момента первой активации билета пересаживаться неограниченное количество раз на все доступные виды городского общественного транспорта.
Валидация или активация билета производится каждым пассажиром самостоятельно при входе в транспорт. На входе на поручнях на высоте примерно 1 метр установлены аппараты, которые бесконтактным способом считывают данные с вашего билета, когда вы его прикладываете к табло. Если билет кончился, то аппарат издаст звук и станет красным. Если все в порядке – моргнет зеленым и покажет сколько у вас еще есть времени для поездки и пересадки или сколько поездок осталось.
Очень удобно, на входе все пассажиры обязательно оплачивают проезд. Зайцев мы не встречали. Система одинаково работает в трамваях, автобусах и речных трамваях. Если билет вдруг просрочен и система моргнет красным, на тебя смотрит весь вагон и все ждут натурально, когда ты нормально оплатишь проезд действующим билетом.
Трамваи в Бордо
Трамвайная сеть в Бордо по состоянию на 2018-2019 годы насчитывает три линии трамваев: линия A, линия B и линия C. Вообще, трамваи в Бордо существуют как минимум с 1900 года (!). Речь идет о действующих трамвайных линиях, которые перевозили пассажиров.
Трамвайная линия A связывает между собой два берега Гаронны. Трамвай ходит через реку по старому мосту Pont de pierre. Мост открыт в 1822 году и до сих пор эксплуатируется. Сейчас по нему передвигаются только трамваи, автобусы, велосипедисты и пешеходы.
Трамвайная линия B идет с юго-запада Бордо на северо-восток, а линия C с юга на север. Все линии трамваев имеют общие станции – пересечения в центре города, на которых можно сменить линию. Линии трамваев A и B имеют пересадку на остановке Hôtel de Ville, линии B и C на остановке Quinconces, линии A и C на остановке Porte de Bourgogne.
Особенностью трамвайных линий в Бордо можно считать то, что контактные провода идут не только стандартно, над линиями трамваев, но и местами проложены в качестве третьего рельса внизу, между рельс. В основном такое встречается в центре города. Чтобы не произошло несчастье, напряжение в таких участках подается только тогда, когда над контактным участком проходит вагон.
На остановке Quinconces находится офис транспортной компании метрополии Бордо TBM. Соответственно, там всегда можно бесплатно взять карты, расписание, если вам удобно использовать расписание в бумажном виде, купить билеты или перепрограммировать имеющиеся билеты на новые поездки. Все эти действия с билетами можно сделать и самому на любой остановке, где есть аппараты по продаже билетов на проезд. В любом случае, в офисе можно проконсультироваться с живым человеком, если у вас есть вопросы по работе транспорта в Бордо.
Личное мнение: трамваи в Бордо, это самый удобный и быстрый вид транспорта. Трамваи в Бордо работают с 5 утра и до полуночи с воскресенья по среду, и до 1 часу ночи с четверга по субботу. Причем указанное время – последнее отправление с терминала. В течение дня трамваи ходят каждые 3-5 минут, в остальное время трамваи ходят каждые 8-20 минут.
Автобусы в Бордо
Автобусы в Бордо – второй удобный вид транспорта, которым можно пользоваться при передвижении по городу и окрестностям. Мы пользовались автобусами только тогда, когда не могли передвигаться на трамваях в связи с забастовками желтых жилетов. В других случаях автобусы в городе нам не были особо нужны. До всех туристических мест можно спокойно добраться на трамвае.
Тем не менее, автобусы есть, их много, с самым разнообразным расписанием. Билеты на автобус единые с билетами на трамваи. По большому счету в Бордо, как уже отмечал, существует единая транспортная система и общие билеты.
В автобусах нет кондукторов или контролеров, есть только водитель. При входе все активируют свои билеты и проходят в салон. Выход осуществляется также свободно. Вообще показалось, что здесь степень доверия к пассажирам больше. Либо мало случаев безбилетного проезда.
Когда мы решили ехать на автобусе, водитель открыл двери и мы зашли в первую, чтобы уточнить направление и маршрут (верно ли садимся). Активировали билеты и прошли в салон. Выходили просто в ближайшую дверь.
Наблюдение: на каждой остановке, перекрестке, светофоре, когда автобус останавливал свое движение, у него выключался двигатель. И вновь запускался, когда нужно было начать движение. Такая вот система снижения выбросов, вероятно.
Речной трамвай в Бордо
Речной трамвай связывает берега Гаронны и ходит зигзагом вверх и вниз по реке по очереди от одного берега к другому на протяжении от моста Pont de Pierre и до Lormont Bas. Как я уже писал, на речной трамвай также действует обычный городской транспортный билет.
Расписание: с 7-00 до 19-30 в будни и по выходным с 8-45 до 20-00.
На своем пути следования речной трамвай проходит под одним мостом. Это поднимающийся для прохода судов автомобильный мост Pont Jacques Chaban-Delmas.
Кстати, расписание, когда этот мост будут поднимать, можно узнать в офисе TBM.
Речной трамвай идет довольно быстро.
Мы протестировали этот вид транспорта и перебрались с набережной от остановки Quinconces на другой берег в самое начало моста Pont de Pierre на остановку Stalingrad. Про Stalingrad я еще напишу позднее в другой заметке подробнее.
Велосипеды в Бордо
В Бордо очень много, просто на каждом шагу в центре, есть станции проката велосипедов. Они представляют собой длинный ряд велосипедов и фиксирующих их устройств с терминалами оплаты.
Платить можно банковской картой. Велосипед можно взять бесплатно на 30 минут, если у вас есть абонемент. Час по умолчанию стоит 2 Евро. Есть абонементы: 7,70 Евро на 7 дней. Есть абонементы и на больший срок, а также билеты, по которым можно брать велосипеды, ездить на общественном транспорте, но детально в этих предложениях мы не разбирались.
Теоретически, и об этом пишут на сайте TBM, имея абонемент на 24 часа, можно каждые 30 минут менять велосипед и кататься по городу по сути бесплатно. Или всего за 1,70 Евро в сутки.
Кроме классических велосипедов, можно взять в прокат и электробайки. Но с ними вообще не разбирались, честно скажу. Ходили преимущественно пешком и пользовались трамваями, автобусами и речным трамваем. Этого хватило за глаза.
Электромобиль в прокат в Бордо
На остановке трамвая Victoire рядом с общественным туалетом, заметили рекламу на электромобиле, что его можно также взять в прокат. Думаю, нужно будет подробнее исследовать эту тему в следующие поездки.
Поезда и междугородние автобусы
Про поезда и автобусы между городами расскажу в других заметках. Так как это довольно большая тема. Мы пользовались ими активно. Например, доехать до океана на поезде или автобусе вполне реально. Мы ездили на поездах в Аркашон из Бордо, например. А на автобусе – из Бордо в Тулузу. Но это также тема отдельных заметок на блоге.
О нашем дальнейшем пути, передвижениях и впечатлениях читайте в следующих статьях! Подпишитесь на новости, чтобы ничего не пропустить, и следите за продолжениями!
Начало истории о нашей поездки в Польшу и Францию можно прочитать в заметке «Первые впечатления от посещения Гданьска осенью 2018».
Предыдущая заметка – про первый день в Бордо и прогулку по центру города.
Следующая статья – о достопримечательности: вокзале Gare Saint-Jean и поездах.
Приятного путешествия!
Спасибо, что прочитали статью до конца. Будем признательны, если поделитесь ей в социальных сетях!
Делитесь на наших страницах в социальных сетях своими отзывами и комментариями! Подписывайтесь на наши новости и добавляйте сайт в закладки! Каждому подписавшемуся дарим бонус на почту: подробные туристические маршруты по городам Калининградской области! И просто будет много интересного и полезного!
Автор: Vladimir Shveda Фото: Evgenia Shveda, Vladimir Shveda