Home » Добро » Свежий пример незаконного ограничения права выдвигаться кандидатом на выборах депутатов ГосДумы в России

Свежий пример незаконного ограничения права выдвигаться кандидатом на выборах депутатов ГосДумы в России

Оскал зверя

В июне 2021 года были приняты новые правовые нормы, ограничивающие право гражданина выдвинуться в кандидаты на всех уровнях выборов. Однако практически первое же правоприменение этих положений начинается вне рамок правового поля. Эти изменения приняты и вступили в силу до официального опубликования решения о назначении выборов, поэтому они будут применяться на текущих и последующих избирательных кампаниях.

Ознакомьтесь подробнее о проекте поддержки независимых кандидатов на выборах в 2021 году:

Смотрите статьи по теме выборов и избирательного процесса:

Кратко суть ситуации

В Москве 22 июня 2021 года Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москва – Нагатинскому  одномандатному избирательному округу № 201 отказала фактически выдвинувшемуся кандидату-самовыдвиженцу О.О. Степанову в открытии специального избирательного счета. Что само по себе является странным решением комиссии, принятым вне существующих в избирательном законодательстве процедур.

Суть отказа в том, что Олег Степанов, по мнению избиркома, является лицом, чьи пассивные избирательные права, а именно право выдвигать свою кандидатуру на выборах, ограничено законом.

В частности новыми правовыми нормами (внесенными 4 июня 2021 года в текст закона), включенными в статью 4 Федерального закона № 20-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (далее – ФЗ-20 о выборах депутатов), ограничиваются в избирательных правах некоторые группы граждан. Речь идет о лицах, причастных к деятельности организаций, признанных в России экстремистскими или террористическими. В данном конкретном случае это связано с деятельностью кандидата в организациях и структурах сидящего сейчас в тюрьме Навального.

Избирком ссылается на нормы частей 8.1 – 8.4 статьи 4 и части 6 статьи 72 ФЗ-20 о выборах депутатов, а также на положения пункта 1.6.3 Порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для кандидатов. Порядок утвержден решение ЦИК России от 2 июня 2021 года № 8/59-8 (далее – Порядок ЦИК о счетах).

Резолютивная часть решения комиссии выглядит как формулировка “Отказать кандидату в открытии специального избирательного счета”.

Формально якобы все обоснованно. Хотя это далеко не так. Забегая вперед скажу, что некоторые из указанных в документе комиссии норм не относятся к сути принимаемого решения и не устанавливают процедуру отказа в открытии специального избирательного счета. Более того, они содержат иную процедуру ограничения пассивного избирательного права. Процедуры отказа открывать счет эти нормы не содержат. Более того, у комиссии нет даже таких полномочий. Сейчас подробнее эти моменты рассмотрим.

Свежий пример незаконного ограничения права выдвигаться кандидатом на выборах депутатов ГосДумы в России

Сам документ с отказом я взял в инстаграм-аккаунте команды кандидата.

Юридический комментарий к ситуации с отказом открывать специальный избирательный счет

В соответствии с положениями действующего избирательного российского законодательства кандидат становится или считается кандидатом с момента уведомления избирательной комиссии о своем желании баллотироваться.

Об этом прямо говорится в части 2 статьи 33 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее ФЗ-67). Процитирую эту норму:

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат … считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата … после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Таким образом, уже сегодня по формальным признакам можно называть О.О. Степанова кандидатом в депутаты ГосДумы. Он таковым и является.

О наличии права быть избранным и выдвигать свою кандидатуру на выборах

Статья 41 ФЗ-20 о выборах депутатов определяет, что гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы.

Комиссия сослалась на положения свежевведенных в законодательство норм частей 8.1 – 8.4 статьи 4 ФЗ-20 о выборах депутатов. В соответствии с ними лица, причастные к деятельности организаций, признанных террористическими или экстремистскими, поражаются в избирательных правах в части реализации пассивного избирательного права. То есть права быть избранным. Эти моменты разберу немного далее по тексту.

Стадии избирательного процесса кратко или как стать кандидатом

Для участия в выборах кандидат проходит две стадии: выдвижение и регистрация. На стадии выдвижения от кандидата требуется представить заявление о выдвижении и определенный законом пакет документов и сведений о себе.

На этапе выдвижения избирательная комиссия не дает оценку фактам, изложенным в заявлении. Проверка, конечно проводится. Рассылаются соответствующие запросы. Но это не является препятствием к дальнейшему ходу кампании. Комиссия в течение трех дней обязана выдать разрешение на открытие специального избирательного счета кандидату.

Закон не предусматривает процедуры отказа в выдаче такого разрешения.

Кандидат открывает счет. Уведомляет об этом комиссию. Собирает средства и в случае сбора подписей оплачивает со счета изготовление подписных листов и иные расходы на сбор подписей.

На следующей стадии регистрации кандидат представляет в комиссию другой пакет документов и сведений. В частности, первый финансовый отчет (на основании использования избирательного счета), подписные листы и протоколы сбора подписей.

И вот уже на этом этапе комиссия проводит проверку всех данных, которые они должны проверить. Также проверяют финотчет и подписные листы.

И только на этапе регистрации комиссия принимает решение: либо зарегистрировать, либо (при наличии четко указанных в законе оснований) отказать.

Повторюсь, нет в законе четко предусмотренных оснований и полномочий у комиссии на стадии выдвижения что-то решать. Сроки не предусмотрены, как и процедуры, как и решения.

То есть, согласия комиссии на открытие счета никто не просит. Это её обязанность – выдать разрешение на открытие счета.

Нет процедуры запрета открыть счет 

Таким образом, в соответствии с нормами избирательного права не предусмотрена процедура и возможность комиссией принятия решения об отказе в выдаче разрешения на открытие специального избирательного счета.

Упомянутая в отказе норма статьи 72 ФЗ-20 о выборах депутатов и пункт 1.6.3 Порядка ЦИК о счетах устанавливает обязанности кандидата и кредитной организации открыть избирательный счет. Кандидат обязан открыть счет в банке, указанном избирательной комиссией. А банк обязан незамедлительно по обращению кандидата этот счет открыть на основании документа избиркома – решения окружной избирательной комиссии об открытии специального избирательного счета.

Следите за манипуляциями? Нет решения об открытии счета на руках – нет счета. Нет счета – нет нужных документов для регистрации, нет подписных листов. Конец выборного пути в самом начале.

Цитата из части 6 статьи 72 ФЗ-20 о выборах депутатов:

Кандидат открывает специальный избирательный счет в одномандатном избирательном округе, по которому он выдвинут, на основании документа, выдаваемого окружной избирательной комиссией в течение трех дней после ее уведомления о выдвижении кандидата, а если окружная избирательная комиссия не сформирована – на основании документа, выдаваемого избирательной комиссией субъекта 

Обращаю внимание еще раз: законом установлена только обязанность комиссии в течение трех дней с уведомления о выдвижении выдать кандидату документ на открытие специального избирательного счета.

Закон не предусматривает никаких полномочий избирательной комиссии запретить открывать счет или отказать в его открытии.

Таким образом, избирательной комиссией сознательно создаются незаконные препятствия в реализации пассивного избирательного права кандидату.

Как устанавливается факт поражения в избирательных правах?

Комиссия, вероятно, считает, что кандидат должен быть лишен права избираться. Этот вывод можно сделать из текста документа. Но юридически и фактически на сегодня это не так.

Кандидат, вероятно, принимал участие в деятельности организаций, организованных и управляемых находящимся в заключении Алексеем Навальным. 

Решение по этим организациям принято Московским городским судом 9 июня 2021 года, мотивированное решение изготовлено 10 июня 2021 года. Публикация текста решения запрещена (!). Карточка дела на сайте суда доступна здесь.

Информации о вступлении решения в силу также нет. Срок для вступления в силу в полном объеме равен 30 календарным дням. Это если в этот период не поступит апелляционная жалоба на указанное решение. Тогда срок вступления в силу будет после рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Как бы то ни было, по состоянию на 22 июня 2021 года юридически отсутствует наличие вступившего в законную силу решения суда о признании упомянутых организаций экстремистскими.

Часть 8.1 статьи 4 ФЗ-20 о выборах депутатов непосредственно устанавливает необходимость наличия именно вступившего в законную силу соответствующего судебного решения в отношении такой организации.

В части 8.2 статьи 4 ФЗ-20 о выборах депутатов предусмотрена также необходимость наличия вступившего в законную силу решения суда об установлении юридического факта причастности гражданина к деятельности экстремистской организации.

И хоть термин “причастность” дан весьма расплывчато (под него попадает практически все, что возможно), давайте я процитирую, что таковым может считаться.

Непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети “Интернет”, либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

Таким образом, по состоянию на 22 июня 2021 года избирательная комиссия незаконно и грубо нарушает права кандидата на реализацию его пассивного избирательного права и создает ему своей незаконной деятельностью препятствия.

Почему? Потому что нет вступивших в законную силу судебных решений в отношении организации (о признании экстремистской) и в отношении кандидата (о причастности к деятельности, признанной экстремистской).

Как законно могла поступить комиссия

Если бы избирательная комиссия хоть немного следовала и руководствовалась избирательным законодательством, то на стадии выдвижения необходимые от неё документы для открытия были бы предоставлены кандидату.

И в тот период, пока кандидат открывает счет, собирает подписи, комиссия могла проводить проверку сведений и документов, представленных для выдвижения.

После сдачи документов на регистрацию у комиссии есть полномочия использовать эти результаты проверки при принятии решения о регистрации или отказе в регистрации. Кроме того, появились бы дополнительные документы: первый финансовый отчет, подписные листы и протоколы их сбора.

И комиссия должна до принятия решения о регистрации (отказе) проверить порядок выдвижения и подписи избирателей в поддержку выдвижения.

Также, если комиссия сомневается в наличии пассивного избирательного права у кандидата, она может затребовать из судебных органов информацию о наличии либо отсутствии вступившего в законную силу решения суда, на основании которого по новым нормам возможно поражение в избирательных правах.

То есть был выбор: поступить в рамках закона и существующей избирательной процедуры, либо рубить с плеча тупым топором, преднамеренно совершая изначально незаконные действия.

Что делать в такой ситуации?

Альтернатив нет. Путь один: обжаловать незаконные действия избирательной комиссии и её отказ выдать разрешение на открытие счета в судебном порядке. 

Я мог бы по таким случаям готовить некоторые формы обращений в судебные органы. Это займет определенное время, это моя работа. Для написания только этой статьи я потратил очень много времени. Поэтому, если мои читатели и независимые кандидаты хотели бы этого, то вы можете поддержать мой сайт пожертвованиями, либо обратиться с личным запросом на подготовку документа. В любом случае, пишите на почту law@shveda.ru или в соцсетях (все есть в разделе Контакты сайта).

Впечатления от происходящего

В целом, это какой-то сюр. Зачем так поступать, заранее и осознанно предпринимать незаконные действия и шаги, когда есть процедура, четко предусмотренная в законодательстве. Чтобы привлечь внимание? Или дать сигнал, что сторонникам Навального не стоит рассчитывать на законность и справедливость ни на каких этапах избирательного процесса? Сигнал, что они вне закона и можно ждать всего, вплоть до пресловутого “мочить в сортире”?

Иначе, чем явным и намеренным презрением к правовым нормам и справедливости такие действия не назвать.

Если Вам лично эта тема интересна, то поддержите проект. Для этого сделайте просто как минимум одно из следующих действий:

  1. Поддержите сайт материально
  2. Поделитесь этой и другими публикациями проекта в социальных сетях или мессенджерах
  3. Подпишитесь на обновления сайта или телеграмм-канал “Честные и свободные выборы
  4. Расскажите друзьям и знакомым о проекте любым другим способом
  5. Присоединяйтесь к проекту, если у Вас есть желание поделиться своими знаниями в вопросах политической агитации, избирательного права и процесса. Мы найдем точки соприкосновения. Пишите мне на law@shveda.ru 

Спасибо, что дочитали эту статью до конца! При вашей поддержке я смогу готовить больше материалов по избирательному ликбезу и в поддержку независимым кандидатам. Хорошего настроения и осмысленного голосования!

Автор: Владимир Шведа
Фото: pixabay.com