На выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в сентбяре 2021 года голосование будет проходить в течение трех дней: 17, 18 и 19 сентября. В этой статье я хочу обратить внимание всех участников выборов, заинтересованных в обеспечении максимальной открытости и гласности избирательного процесса в сложившихся в России условиях, несколько важных моментов. Прежде всего, это списки избирателей и работа с ними в дни голосования.
Нагрузка на наблюдателей
Наблюдатели и члены комиссий с правом совещательного голоса, назначенные и направленные кандидатами и политическими партиями, должны будут работать все три дня голосования в режиме 15 часов в сутки минимум.
При этом, в соответствии с положениями части 5 статьи 33 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” каждый субъект, имеющий право на проведение наблюдения, назвачает из расчета не более двух наблюдателей на каждый день голосования, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Но зачастую наблюдатель назначается в участковую избирательную комиссию один на все три дня голосования.
Круг субъектов также существенно ограничен: это партии, кандидаты, общественные палаты. Проще говоря, нет независимого наблюдения, все наблюдение носит исключительно институциональный характер.
Отсутствие возможности прямой аккредитации гражданских наблюдателей за выборами противоречит самой идее независимого наблюдения за голосованием со стороны гражданского общества. А также такая ситуация противоречит и принятым Россией международным стандартам (смотрите, например, Свод рекомендуемых норм при проведении выборов Венецианской комиссии)
Таким образом, в применяемом на этих выборах в России законодательстве не существует положений о прямом наблюдении со стороны гражданских наблюдателей или организаций гражданского общества. Предложение прибегать к назначению наблюдателей посредством подконтрольных государству общественных палат не может рассматриваться как форма прямого и свободного общественного наблюдения за выборами. Такая ситуация противоречит идее независимости и нейтралитета гражданского мониторинга выборов.
Конечно, кроме непосредственно наблюдателей, кандидаты и политические партии, выдвинувшие кандидатов, могут назначить каждый по одному члену участковой комиссии с правом совещательного голоса. Этот статус мне нравится существенно больше, чем статус наблюдателя, хотя бы потому, что член комиссии с правом совещательного голоса имеет полномочия принимать участие в любых заседаниях УИК, имеет право получения заверенных копий не только протоколов УИК, но и иных избирательных документов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом).
Вернемся к работе наблюдателей. Избирательные участки открываются в 8 часов утра, а на наблюдение лучше являться за 1 час до открытия. В 20 часов участки будут закрыты, но наблюдение продлится как миниму еще 2 часа. И это при очень хооршем раскладе.
Если же говорить про последний день голосования 19 сентября, то он плавно может перейти в 20 число. Особенно это может коснуться тех участковых избирательных комиссий, на которых будет проходить голосование также по региональным и местным выборам.
Конечно, предусмотрен порядок подсчета голосов избирателей и сначала подведут итоги по федеральным выборам в Государственную Думу РФ. Но не стоит расслабляться и прекращать наблюдение, получением протоколов по Госдуме.
Конечно, формально такие наблюдатели могут подумать, что им можно покинуть комиссию, ведь протокол на руках, но не стоит этого делать. И вот почему.
Может возникнуть ситуация, которая потребует пересчета голосов или составления повторных протоколов об итогах голосования. Если наблюдатель покинет помещение комиссии, то это может произойти без него.
Вообще, я советую наблюдателям находиться в участковой комиссии до того момента, пока вышестоящая изьбирательная комиссия (по округу, например) не примет официально протоколы вашей УИК и остальные документы.
Акцент при трехдневном голосовании на списках избирателей
Само по себе многодневное голосование отвечает принципам проведения свободных и открытых выборов, но при условиях обеспечения надлежащего общественного контроля как за ходом голосования, так и за подсчетом голосов.
Напомню, что на выборах в 2021 году ограничены возможности прямого обещственно наблюдения. Причем не только в формате присутствия на избирательных участках, но и в формате удаленного наблюдения через интернет трансляции. Видео с участков в свбодном доступе в этом году не будет. Но об этой хитрой системе видеонаблюдения можно написать отдельный материал.
В целях придания видимости обеспечения контроля на выборах при трехдневном голосовании большой акцент сделан на сохранности бюллетеней и их хранении в отдельных сейфах в специальных сейф-пакетах.
Это вроде бы как должно предотвратить вбросы и прочие подобные технологии манипуляции. Однако, я полагаю, что это может служить отвлечением внимания. И вот почему.
При наличии жесткой регламентации хранения бюллетеней проголосовавших граждан, ситуация с хранением и работой со списками избирателей при трехдневном голосовании не сильно изменилась. Списки хранятся также в сейфах с другой избирательной документацией. Отдельно не опечатываются, отдельно не упаковываются. Отдельный сейф, опечатываемый в присутствии наблюдателейне требуется. Нет процедуры хранения списков, при которой их сохранность дополнительно обеспечивается подписями тех же наблюдателей и актом. Как в случае с сейф-пакетами для бюллетеней.
Важный момент! Любой вброс бюллетеней или карусель не имеет смысла, если в списки избирателей не вносятся соответстующие данные. Принцип прост: отметка о гражданине, который голосует в списке избирателей равна бюллетеню в ящике для голосования.
Не имеет смысла вбрасывать один, сто, тысячу бюллетеней в ящик для голосования, если в списке избирателей не стоит одна, сто или тысяча подписей избирателей, якобы получивших эти бюллетени. Со всеми данными, которые, кстати, могут быть абсолютно и полностью не соответствующими действительности. Все равно после окончания посчета голосов никто не будет сравнивать внесеные в эти списки данные паспортов с реальными данными этих документов.
И именно поэтому при осуществлении наблюдения я рекомендую делать акцент также и на списках избирателей каждый день голосования: в начале и в конце, как минимум.
Все внимание в “инновациях” от ЦИК России сфокусировано на сейф-пакетах для хранения бюллетеней от первых двух дней голосования. А со списками ситуация совершенно иная. Они не имеют особого режима контроля, дополнительно обеспечивающего их сохранность в связи с многодневным голосованием.
В положении ЦИК от 01 июля 2021 года № 13/103-8 об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд вопросам сохранности списков избирателей внимание практически не уделено.
Процедура хранения списков избирателей при многодневном голосовании упоминается только в 5 главе, состоящей всего из трех пунктов. Никакого особого режима обеспечения сохранности не предусмотрено. Нет также процедуры опечатывания списков в сейфе в присутствии наблюдателей и предоставлении им возможности фиксировать пломбы на таком сейфе. Более того, списки не хранятся отдельно, а вместе с другой документацией.
То есть сохранен прежний порядок обращения со списками избирателей, когда голосование проходило только один день. Хотя, казалось бы, было бы логично обеспечить особый режим сохранности не только для бюллетеней, но и для списков избирателей.
Как можно попытаться контролировать достоверность данных в списках избирателей?
Это сложный момент. Но для обеспечения дополнительных хоть каких-то гарантий, я могу рекомендовать следующее.
- Наблюдателям необходимо заручиться поддержкой своих коллег и хотя бы одного члена комисси с правом совещательного голоса на участке.
- Просить членов УИК в начале голосования неспешно пролистывать ВСЕ страницы КАЖДОЙ книги со списками избирателей. Необходимо фиксировать в отдельном акте наличие записей и подписей избирателей на каждой странице списка.
- В конце дня голосования необходимо выполнить те же действия. Таким образому наблюдателей будет точное реальное число избирателей, получивших бюллетени в помещении для голосования в этот день по состоянию на 20 часов. Составьте акт об этом с подробной фиксацией постраничного количества избирателей, получивших бюллетени.
- Утром следующего дня проверьте, не изменилось ли это количество в списке за ночь. И повторяйте эту процедуру до закрытия избирательного участка и окончания голосования в последний день.
Помните, что вы не копируете и не фотографируете персональную информацию, а также не переписываете личные данные избирателей. Вы только удостоверяетесь в правильности заполнения списка и подсчета избирателей. Здесь может понадобиться помощь и настойчивость члена комиссии с правом совещательного голоса для того, чтобы поднять вопрос о проверке правильности подсчета проголосовавших избирателей.
У вас будут акты, подписанные вами и другими наблюдателями, членами комиссии (в том числе и с правом решающего голоса, если они согласятся на это). Два акта за 17 число, 2 акта за 18 и как минимум один утренний за 19 сентября.
Таким образом, вы довольно эффективно можете помешать появлению в списках “мертвых душ” и дописываний. Или как минимум усложните потенциальным фальсификаторам выполнение их задачи.
Однако, не обольщайтесь. Техник и механик обмана существует множество. Но все их в одной статье описать нет никакой возможности.
Проявите свою гражданскую позицию. Придите сами на выборы, участвуйте в наблюдении!
Спасибо, что дочитали до конца. Большое спасибо, если поделились этой статьей в социальных сетях. И будьте счастливы и свободны!
Если Вам лично эта тема интересна, то поддержите проект. Для этого сделайте просто как минимум одно из следующих действий:
- Поддержите сайт материально
- Поделитесь этой и другими публикациями проекта в социальных сетях или мессенджерах
- Подпишитесь на обновления сайта
- Расскажите друзьям и знакомым о проекте любым другим способом
- Присоединяйтесь к проекту, если у Вас есть желание поделиться своими знаниями в вопросах политической агитации, избирательного права и процесса. Мы найдем точки соприкосновения. Пишите мне на law@shveda.ru
- Можно ли проконтролировать чистоту и законность дистанционного электронного голосования (ДЭГ)?
- Отложить выборы и голосование стало намного проще
- “Партизанские” методы борьбы с принуждением голосовать за конкретную партию или кандидата
- Внимание на списки избирателей и контроль их заполнения при трехдневном голосовании!
- Как бендеровцы могут спасти Единую Россию от провала в Калининграде
Автор: Владимир Шведа Фото: pixabay.com