Home » Добро » Схема, которую использует российская юстиция, чтобы зачистить поле выборов

Схема, которую использует российская юстиция, чтобы зачистить поле выборов

Схема

Для того, чтобы не допустить к участию в выборах в 2021 году большое количество кандидатов, создана, на первый взгляд эффективная, но абсолютно неконституционная система. После первых отказов, аннулирований и признаний незаконным выдвижений кандидатов, первых судебных решений, можно говорить об одном из вариантов, который избрала власть для легитимизации своих действий.

Нюансов у новшеств законодательства, поспешно принятых до назначения выборов, много, как и последствий. Все рассмотреть в одной статье не получится. Поэтому коснусь только одной схемы “легитимизации”, ставшей уже известной благодаря принятым избирательными комиссиями и судами решениям.

О каких ограничениях идет речь?

Как раз перед назначением выборов вступил в силу спешно принятый антиправовой, противоречащий Конституции РФ и международным обязательствам России закон, ограничивающий право избираться (пассивное избирательное право) большому кругу лиц, не привлекаемых к уголовной ответственности и не подвергнутых наказанию в виде лишения свободы.

По большому счету, ответственность в виде поражения в правах наступает без суда и следствия, как говорят. При описании этой схемы, вы увидите, как игнорируя даже уже исправленную Конституцию и международные нормы, решено “валить” оппозицию и всех сочувствующих.

Если кратко, большой круг лиц, так или иначе выходивших на митинги оппозиции (а именно мероприятия, имеющие какое-либо отношение к структурам Навального), задержанных и получивших протоколы, фактически лишается права быть избранным куда бы то ни было. 

Просто вот так. И всё. Это называется – причастность к деятельности организации, запрещенной или ликвидированной за экстремизм.

В чем суть ограничений права избираться?

Опять же, очень кратко. Формально, если следовать букве написанного закона, сначала государственный суд признает какую-либо организацию экстремистской и ликвидирует, запрещая попутно её деятельность. Затем на основании этого решения лишают права избираться большой количество людей. При этом, в законе указан важный момент – вступление в законную силу этого судебного решения. Но это мелочи, как вы увидите, когда мы перейдем к схеме детальнее.

С этой даты считаются ограниченными избирательные права лиц, причастных к деятельности такой организации. Именно с момента вступления в законную силу решения суда. Так написано в самом законе, причем в нескольких местах. Момент, с которого права ограничиваются важен для юриспруденции. Это позволяет отсчитывать срок такого ограничения прав. В противном случае было бы не ясно, как надолго лицо лишено права. Но это мелочи для российской власти.

Введена конструкция обратной силы закона. Потому как ответственность внезапно наступает для тех, кто один год или три года ДО ВВЕДЕНИЯ этого закона принимал участие или руководил организацией, подлежащей ликвидации.

Еще раз: вы совершаете действие (идете на митинг), и знаете четко, это не влечет дополнительных ограничений ваших прав. Затем, спустя время, принимается закон, и деяние, которое на момент его совершения не было противоправным, становится таковым. И у вас на основании этого отбирают право избираться в депутаты, например, вашего города, или Госдумы.

Несправедливо? Да. И так оно и есть. И неконституционно. И вообще нарушает один из базовых принципов права – нельзя вводить обратную силу закону и наказывать за деяние, которое на момент его совершения не было наказуемым.

Фактически, за участие в мирном протесте, за реализацию своего конституционного права на участие в митингах и шествиях, лицо лишается политических прав.

Однако, тем же законом требуется наличие вступившего в законную силу решения суда, которым установлена ваша причастность к деятельности или поддержке любым практически способом (вплоть до репостов в соцсетях) этой ликвидированной организации. Но как вы увидите при разборе реализуемой властью схемы, это не препятствие, чтобы не вызывая вас в суд, запретить вам избираться куда бы то ни было в России.

Заинтригованы? Тогда перейдем к самой схеме. Предварительно скажу: никогда не играйте в карты с шулером. Особенно, если он имеет возможность менять правила игры по ходу самой игры. Но у граждан России такого выбора, увы, нет.

Какую схему придумала власть и успешно (пока) применяет?

Итак, следите внимательно за руками. Замечу, что у меня есть все документы, подтверждающие каждый шаг описанной далее схемы. Я могу их предоставить по запросу любой редакции СМИ.

Шаг 1. Кандидат идет на выборы

Гражданин подает заявление на выдвижение. Неважно при этом: самовыдвиженец или от партии. Комиссия все принимает, выдает подтверждение. В соответствии с законом с этого момента гражданин обладает статусом кандидата, может агитировать, собирать подписи (если надо). Если нужен специальный избирательный счет по закону – комиссия обязана выдать разрешение. Подробнее смотрите мои статьи в разделе “Честные выборы”.

Шаг 2. Отказ в открытии спецсчета или признание выдвижение незаконным

Вот здесь в схеме уже два варианта: комиссия дает разрешение; комиссия не дает разрешение.

В случае отказа в открытии счета – это процедура, которая не предусмотрена действующим избирательным законодательством. Чистой воды бюрократическая выдумка, покрываемая судами (при обжаловании). При этом избирательная комиссия формально основывается на неких документах от других ведомств.

Если кандидату не мешали открыть счет и спохватились позже, то комиссия идет на очередное своих полномочий и принимает решение о незаконности выдвижения кандидата.

Эта процедура и право на принятие решения о лишении гарантированного законом статуса кандидата также не предусмотрены действующими законами.

Ну нет такого полномочия. На прямой вопрос комиссия и суды ссылаются на компетенцию, осуществление контроля и так далее. Тем не менее, как публичный орган власти, комиссия обязана действовать только в рамках четко определенных законом процедур и полномочий. Не указано в законе – нет такого полномочия.

Шаг 3. Обоснование решения комиссии по препятствованию реализации права избираться

При принятии своих решений избирательная комиссия прикрывается письмами от Минюста и МВД. Эти ведомства пишут, что кандидат подпадает под предусмотренные ограничения пассивного избирательного права и не может выдвигаться на выборах. То есть, решение о лишении вас права избираться принимает майор или полковник МВД и клерк Минюста, а не суд.

МВД предоставляет в Минюст данные о том, что лицо участвовало в митингах и привлекалось к административной ответственности за это на основании судебного решения по делу об административном правонарушении. И избирательные комиссии и российские суды считают, что этого достаточно. При этом:

  • Неважно, что теми судами рассматривался вопрос о нарушении КоАП (в частности, статей за участие и организацию митингов). 
  • Неважно, что суд не рассматривал вопрос причастности к деятельности ликвидированной организации и не устанавливал, какие именно действия совершил гражданин, которые признаются “причастностью” в смысле новелл избирательного законодательства.
  • Неважно, что на тот момент суд просто не мог эти вопросы рассматривать, так как самого закона и ответственности еще не существовало. 

Они просто собирают в кучу все административки за один или три года в зависимости от того, кто пошел на выборы. Действуют избирательно, если хотите.

Шаг 4. Вы идете в суд обжаловать

А суд встает на сторону комиссии и признает, что все законно.

На прямые вопросы о дате, с которой гражданин лишен права избираться, комиссия не может ответить и суд предлагает не отвечать, если представитель не хочет

Сам Минюст включает в список запрещенных организаций ликвидированную организацию только после вступления решения суда о ликвидации, но при обжаловании нарушения ваших прав судья считает иначе.

Суд признает момент немедленного исполнения решения достаточным основанием для отсчета даты, с которой можно лишить человека права избираться. То есть 9 июня 2021 года (если речь идет о лицах, так или иначе сочувствовавших деятельности структур Навального).

При этом все участники процесса понимают, что вступление в законную силу и немедленное исполнение – это разные юридические обстоятельства. Повторюсь, тот же Минюст включает в список запрещенных только после вступления решения в силу. Так написано в другом законе, на основании которого Минюст и ведет этот реестр.

Но в избирательных законах написано также: после вступления в законную силу. Однако, суд, в случае, когда вы защищаете свои права, считает по другому.

Также признается необходимым и достаточным решением суда о вашем причастии к деятельности ликвидированной организации все эти постановления по административным протоколам. И неважно, что в них не рассматривается вопрос о причастности в формах, которые определил закон.

А закон четко установил, что причастностью считается:

  • непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической,
  • и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети “Интернет”, 
  • либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

Заметили важный момент – поддержка деятельности и целей, в связи с которыми организация признана экстремистской. Так вот в решениях по административке это точно не исследовано. Потому что надо для начала знать, а что именно признано такой деятельностью!

Где узнать? Из решения суда, признавшего такую организацию экстремистской. Идем на сайт суда и смотрим? Конечно!

Если смотреть по структурам Навального, то вас будет ждать сюрприз: решение суда было запрещено к публикации самим судом. А на момент публикации этой статьи карточка дела вообще была удалена с сайта Мосгорсуда (дело № 3а-1573/2021). Что это значит?

Схема, которую использует российская юстиция, чтобы зачистить поле выборов

Это значит, что НИКТО не знает, ЧТО признается экстремистской деятельностью и соответствующими экстремистскими целями. И следовательно, ЗА ЧТО ИМЕННО вас в итоге лишают ваших конституционных прав на участие в выборах.

Это называется правовая неопределенность ответственности. Прикольно, правда?

Что мы можем с этим сделать?

Обжаловать. Лица, чьи права затронуты просто должны обжаловать эти вопиющие противоправные положения закона и практику в судах, в том числе в Конституционном суде РФ.

Пройти все необходимые стадии в российских судах, и если справедливость не будет восстановлена – идти в Европейский суд по правам человека в Страсбург. Да, это не быстро. Да, выборы уже пройдут.

Но если все, кто был незаконно не допущен до выборов, дойдут до конца и получат решения судов, признавшими их правоту, можно поднимать вопрос о том, что ВСЕ сформированные в 2021 году выборные органы власти в России нелегитимны, как и все принимаемые ими законы и прочие нормативные правовые акты.

Пишите обращения и запросы в государственные органы о разъяснении законодательства. Например, как сделал я, мой запрос можно посмотреть в этой статье, скачать, отредактировать и тоже отправить.

Если вам больше по душе публичное выражение своей позиции – выражайте публичный протест с соответствующими требованиями. Право на мирный протест пока закреплено в нашей Конституции, хоть и фактически сильно купировано репрессивным законодательством и практикой.

В любом случае, происходящее сейчас надругательство над правами человека в России на выборах в 2021 году – это очень плохой сигнал. Даже паровой гудок, который явно говорит о том, что власть не собирается даже формально соблюдать свои собственные законы. Это мощное наступление российского государства на наши права, причем форму законности этот марш уже не имеет.

Спасибо, что дочитали до конца. Большое спасибо, если поделились этой статьей в социальных сетях. Подписывайтесь на наши обновления. И будьте счастливы и свободны!

Если Вам лично эта тема интересна, то поддержите проект. Для этого сделайте просто как минимум одно из следующих действий:

  1. Поддержите сайт материально
  2. Поделитесь этой и другими публикациями проекта в социальных сетях или мессенджерах
  3. Подпишитесь на обновления сайта 
  4. Расскажите друзьям и знакомым о проекте любым другим способом
  5. Присоединяйтесь к проекту, если у Вас есть желание поделиться своими знаниями в вопросах политической агитации, избирательного права и процесса. Мы найдем точки соприкосновения. Пишите мне на law@shveda.ru 
Автор: Владимир Шведа
Фото: скриншоты с сайтов, pixabay.com